«Золотой треугольник»
Замечено, что 80-90% покупателей проходят магазин по периметру и только 40-50% заходят во внутреннюю зону магазина самообслуживания.
Как заставить покупателя пройти по всему магазину и увидеть все группы товаров? Для этого существует правило «золотого треугольника» - товары востребованные и часто покупаемые должны располагаться максимально далеко от входа. Как быть с любимой колбасой? Неужели заставлять покупателя преодолевать метры прилавков? Ни в коем случае не надо прятать колбасу – наоборот, отвести под нее больше места, красиво выложить, ярко осветить. Но расположить прилавок с колбасой на противоположной входу стене (ее еще называют «алтарной стеной»), что бы покупатель, добравшись до нее, увидел и другие вкусные вещи, которые Вы заботливо ему приготовили.
Правило «золотого треугольника» основано на психологии покупателя – найдя нужный ему товар, покупатель устремляется в кассу. Задача при проектировании – заставить его задержаться в магазине подольше, расположив нужный покупателю товар в вершинах воображаемого треугольника, то есть «заякорить» покупателя. Чем больше площадь треугольника, тем более удачным можно назвать планировку магазина. В продуктовом магазине этими товарами-якорями являются гастрономия, молочная продукция, хлеб. Задняя торцевая стена торгового зала является вторым местом по значимости и именно там целесообразнее всего располагать товары-якоря – именно для того, что бы заставить покупателя пройти весь периметр магазина.
Как расположить товары разных категорий, при условии, что покупательский поток организован правильно – против часовой стрелки?
1. Вход в магазин
При входе в магазин необходимо расположить товары особенные, уникальные: это такие товары, которых нет у Ваших конкурентов или магазинов подобного формата. Именно они формируют образ магазина как «особенного», запоминающегося. Они и заставляют сказать покупателя «ах!» - поэтому и расположение товаров данной категории будет или при входе, или по ходу основного покупательского потока. Как пример, такими товарами могут являться свежевыжатые соки, подарочные наборы к празднику, сезонные товары. Стойки, витрины в этой зоне должны выглядеть аппетитно и сразу же вызывать у посетителя положительные ассоциации. В этом случае покупатель непременно захочет начать свою деятельность сразу же. Первая покупка станет для него важным шагом на пути полного заполнения корзины или тележки.
2. Начало движения
На этом этапе покупатель еще не задумывается о сумме, на которую он наберет продуктов, тут велика вероятность совершения дорогих импульсных покупок. В этом случае хорошим вариантом будет установка стеллажей с овощами и стеллажей с необычными фруктами, орехами, сухофруктами, ягодами в яркой упаковке.
3. Вершины золотого треугольника
В вершинах «золотого треугольника» располагают товары постоянного спроса, которые являются приоритетными для магазина – звезды ассортимента. Товары приоритетных категорий важнее всего - они приносят максимальную прибыль и пользуются высоким спросом. Правильно будет их расположить в лучших местах торгового зала по ходу основного покупательского потока. И молочная группа, и гастрономия традиционно пользуются большим спросом, поэтому мы располагаем продукты так, что заставляет покупателя двигаться вглубь магазина, приводя его к левой стене зала - от молочной группы к гастрономии или наоборот. Но нежелательно использовать для этих категорий внутренние ряды в центре магазина, так как они находятся вне зоны основного потока или магистрали.
4. Внутренние ряды в центре зала, островные стеллажи
Наилучшим местом для установки островных стеллажных систем считается центральная часть внутреннего пространства торговой площади. На такое оборудование выкладывают консервы, соусы, приправы, специи, корма для животных, детское питание и другие товары.
В центре зала традиционно располагается бакалейная группа – макароны, каши, крупы, мука, сахар. Тут удачное место для ларей с продуктами глубокой заморозки – пиццы, пельмени, мороженые овощи, мясо и морепродукты.
5. Прикассовая зона
Место возле кассы – последний и основной этап отрезок пространства для бюджетных импульсных покупок. Так как товар на выходе кажется покупателям менее престижным, к тому же покупательская корзина уже заполнена и покупательский бюджет исчерпан.
Шоколадные батончики, чупа-чупсы, жвачки, «киндер-сюрпризы» и другие мелочи выкладывать следует именно здесь. При этом нужно расстановку продумать так, чтобы обеспечить обзор для детей. Родители обязательно купят что-нибудь, если ребенок просит и нетерпеливо дергает за руку.
Грамотным обустройством прикассовой зоны завершается правильный и сверхэффективный золотой треугольник.
При планировке торгового оборудования важно соблюсти пропорции:
· Чем больше высота стеллажа, тем шире проход нужно оставлять между рядами;
· Для магазина самообслуживания главная задача состоит в том, чтобы четко структурировать торговую площадь. Речь идет и том, что все оборудование и продукцию располагать необходимо логично, доступно, понятно для посетителей. Именно с этим принципом в магазине будет достигнут порядок и атмосфера будет настраивать на новые покупки.