Правильная расстановка торгового оборудования в продуктовом магазине

Успешность работы магазина в значительной мере зависит от правильного расположения торгового оборудования. Тесно расположенные стеллажи, развалы и витрины вызывают дискомфорт у посетителей, следовательно, и задерживаться в таком объекте они не станут. Излишки свободного пространства создают впечатление, что ничего интересного покупатели здесь не найдут, а значит, и заходить не стоит.
Чтобы привлечь внимание покупателей необходимо создать в помещении такую атмосферу, в которой человек легко находил бы нужный товар и чувствовал себя в торговом зале комфортно. Оказавшись в уютном пространстве он будет с интересом рассматривать продукцию на витринах и получать максимум удовольствия от выбора товара.
Правильная расстановка торгового оборудования и продуманная выкладка продукции способны увеличить товарооборот в несколько раза и соответственно повысить прибыль.

Схема движения покупателей

Оптимальной схемой движения посетителя магазинов является та, при которой они перемещаются против часовой стрелки. Данное движение подсознанием воспринимается как естественное. Важно спланировать все передвижения так, чтобы потоки посетителей не пересекались. Для этого уделите внимание выделению одного прохода, являющегося более широким, чем все остальные. Причем такой проход должен идти по всему периметру торгового зала. Начинаться и заканчиваться он будет в прикассовой зоне. Визуально данный проход можно при помощи разметки (стрелок, указателей)

Рекомендуем:
  • для прохода одного человека с продуктовой корзиной или тележкой необходимо минимум 90 см

  • если товар находится на нижней полке, то нужно около 1-го метра свободного пространства чтобы его оттуда достать

  • если в проходе встречаются два покупателя с продуктовыми тележками необходимо как минимум 1,5 метра торгового зала чтобы легко разминуться

  • в ситуации, когда один покупатель рассматривает товар, стоя лицом к стеллажам, а второй проходит позади него нужно расстояние 1,25 метра

  • так же старайтесь не делать слишком узких проходов и устанавливать стеллажи большой высоты, посетителя чувствуют себя неуютно в такой обстановке, все это не способствует совершению покупки

  • верхняя полка стеллажа не должна находиться выше 2 метров, поскольку посетители не смогут достать необходимый продукт и попросту будут уходить из магазина

«Золотой треугольник»

Замечено, что 80-90% покупателей проходят магазин по периметру и только 40-50% заходят во внутреннюю зону магазина самообслуживания.
Как заставить покупателя пройти по всему магазину и увидеть все группы товаров? Для этого существует правило «золотого треугольника» - товары востребованные и часто покупаемые должны располагаться максимально далеко от входа. Как быть с любимой колбасой? Неужели заставлять покупателя преодолевать метры прилавков? Ни в коем случае не надо прятать колбасу – наоборот, отвести под нее больше места, красиво выложить, ярко осветить. Но расположить прилавок с колбасой на противоположной входу стене (ее еще называют «алтарной стеной»), что бы покупатель, добравшись до нее, увидел и другие вкусные вещи, которые Вы заботливо ему приготовили.

Правило «золотого треугольника» основано на психологии покупателя – найдя нужный ему товар, покупатель устремляется в кассу. Задача при проектировании – заставить его задержаться в магазине подольше, расположив нужный покупателю товар в вершинах воображаемого треугольника, то есть «заякорить» покупателя. Чем больше площадь треугольника, тем более удачным можно назвать планировку магазина. В продуктовом магазине этими товарами-якорями являются гастрономия, молочная продукция, хлеб. Задняя торцевая стена торгового зала является вторым местом по значимости и именно там целесообразнее всего располагать товары-якоря – именно для того, что бы заставить покупателя пройти весь периметр магазина.

Как расположить товары разных категорий, при условии, что покупательский поток организован правильно – против часовой стрелки?

1. Вход в магазин
При входе в магазин необходимо расположить товары особенные, уникальные: это такие товары, которых нет у Ваших конкурентов или магазинов подобного формата. Именно они формируют образ магазина как «особенного», запоминающегося. Они и заставляют сказать покупателя «ах!» - поэтому и расположение товаров данной категории будет или при входе, или по ходу основного покупательского потока. Как пример, такими товарами могут являться свежевыжатые соки, подарочные наборы к празднику, сезонные товары. Стойки, витрины в этой зоне должны выглядеть аппетитно и сразу же вызывать у посетителя положительные ассоциации. В этом случае покупатель непременно захочет начать свою деятельность сразу же. Первая покупка станет для него важным шагом на пути полного заполнения корзины или тележки.
2. Начало движения
На этом этапе покупатель еще не задумывается о сумме, на которую он наберет продуктов, тут велика вероятность совершения дорогих импульсных покупок. В этом случае хорошим вариантом будет установка стеллажей с овощами и стеллажей с необычными фруктами, орехами, сухофруктами, ягодами в яркой упаковке.
3. Вершины золотого треугольника
В вершинах «золотого треугольника» располагают товары постоянного спроса, которые являются приоритетными для магазина – звезды ассортимента. Товары приоритетных категорий важнее всего - они приносят максимальную прибыль и пользуются высоким спросом. Правильно будет их расположить в лучших местах торгового зала по ходу основного покупательского потока. И молочная группа, и гастрономия традиционно пользуются большим спросом, поэтому мы располагаем продукты так, что заставляет покупателя двигаться вглубь магазина, приводя его к левой стене зала - от молочной группы к гастрономии или наоборот. Но нежелательно использовать для этих категорий внутренние ряды в центре магазина, так как они находятся вне зоны основного потока или магистрали.
4. Внутренние ряды в центре зала, островные стеллажи
Наилучшим местом для установки островных стеллажных систем считается центральная часть внутреннего пространства торговой площади. На такое оборудование выкладывают консервы, соусы, приправы, специи, корма для животных, детское питание и другие товары.
В центре зала традиционно располагается бакалейная группа – макароны, каши, крупы, мука, сахар. Тут удачное место для ларей с продуктами глубокой заморозки – пиццы, пельмени, мороженые овощи, мясо и морепродукты.
5. Прикассовая зона
Место возле кассы – последний и основной этап отрезок пространства для бюджетных импульсных покупок. Так как товар на выходе кажется покупателям менее престижным, к тому же покупательская корзина уже заполнена и покупательский бюджет исчерпан.
Шоколадные батончики, чупа-чупсы, жвачки, «киндер-сюрпризы» и другие мелочи выкладывать следует именно здесь. При этом нужно расстановку продумать так, чтобы обеспечить обзор для детей. Родители обязательно купят что-нибудь, если ребенок просит и нетерпеливо дергает за руку.
Грамотным обустройством прикассовой зоны завершается правильный и сверхэффективный золотой треугольник.

При планировке торгового оборудования важно соблюсти пропорции:
· Чем больше высота стеллажа, тем шире проход нужно оставлять между рядами;
· Для магазина самообслуживания главная задача состоит в том, чтобы четко структурировать торговую площадь. Речь идет и том, что все оборудование и продукцию располагать необходимо логично, доступно, понятно для посетителей. Именно с этим принципом в магазине будет достигнут порядок и атмосфера будет настраивать на новые покупки.


Советы от специалистов компании ООО "NextTrade":
Не стоит при создании стеллажных систем выстраивать слишком длинные ряды, поскольку посетителей это утомляет

Располагайте товары таким образом, чтобы покупка одного подразумевала покупку другого. Конфеты, например, станут отличными «компаньонами» кофе и чая, сыр, колбасы – хорошие спутники различного алкоголя

Даже если вы столкнулись с проблемами с поставками определенной продукции, заполняйте прилавки и стеллажи! В противном случае у покупателя сложится впечатление о том, что вы либо перестали торговать его любимыми конфетами, например, либо не имеете средств, для того, чтобы закупить их

Уделяйте внимание прикассовой зоне. Пространство перед кассами –та часть торговой точки, где, по мнению психологов, покупателями совершаются незапланированные покупки. Здесь лучше всего выкладывать те товары, которые сразу же привлекают внимание

Следите за тем, чтобы холодильное оборудование и торговая мебель были выполнены в единой стилистике

Планирование продуктового магазина является сложным процессом. Чтобы избежать ошибок, которые могут привести к потере прибыли –